Золотой сайт    
 
 

Оперативное решение спорных ситуаций



25.08.2012

Оперативное решение спорных ситуаций

Оперативное решение спорных ситуаций

В целях обеспечения защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке в структуре налоговых органов с 2006 года созданы и ведут работу подразделения досудебного аудита. Основной функцией подразделений досудебного аудита в инспекциях Челябинской области является проверка обоснованности возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок.
Урегулирование с налогоплательщиками спорных ситуаций в инспекциях на местах прежде всего удобнее для самих налогоплательщиков, поскольку возникшие вопросы (претензии) разрешатся на местах более оперативно, что сэкономит время, а также почтовые и транспортные расходы налогоплательщиков.
Анализируя показатели работы досудебного аудита, следует отметить, что наблюдается тенденция успешного урегулирования споров налогоплательщиков с налоговиками в досудебном порядке. К примеру, гражданин подал налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в которой заявил имущественный вычет в связи с приобретением квартиры, но трехмесячный срок для проверки этой декларации истек, а ответа из налоговой инспекции все нет. Спор был урегулирован после устного обращения гражданина к начальнику этой инспекции.
В любом случае, для разрешения спорных вопросов налогоплательщик вправе в порядке главы 20 Налогового кодекса Российской Федерации обратиться с заявлением или жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
У досудебного порядка обжалования налоговых споров имеется ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком. К примеру, при обращении налогоплательщиков в налоговые органы отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины, а также необязательно участие налогоплательщиков при рассмотрении налоговиками жалобы или обращения. Но при желании налогоплательщика  принять участие в рассмотрении жалобы, Управление такой вопрос всегда решает положительно, предварительно уведомив заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы.
Обращаем Ваше внимание, что решение, вынесенное на основании статьи 101 НК РФ по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки, может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе, то есть процедура обжалования в досудебном порядке в данном случае является обязательной.
НК РФ предусмотрено два способа обжалования таких решений в досудебном порядке:
-путем подачи в Управление через налоговый орган, вынесший решение, апелляционной жалобы в течение 10 рабочих дней с момента получения налогоплательщиком  данного решения, то есть такая жалоба подается до момента вступления в силу оспариваемого решения. При подаче апелляционной жалобы обжалуемое решение налогового органа вступает в силу только после его утверждения Управлением, то есть в период рассмотрения Управлением такой жалобы налоговый орган не принимает меры принудительного взыскания начисленных по обжалуемому решению сумм налогов, пени, штрафов;
-путем подачи в Управление жалобы в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения, вступившего в силу. В таком случае оспариваемое решение налоговым органом будет обращено к исполнению путем направления налогоплательщику в порядке статьи 69 НК РФ требования об уплате налогов, пени, штрафов и в случае неисполнения такого требования дальнейшего взыскания доначисленных сумм в порядке статей 46, 47, 48 НК РФ. По заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемого решения, вступившего в силу, может быть приостановлено по решению Управления.  
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Управлением.
Жалоба рассматривается Управлением в течение одного месяца со дня ее получения, но указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней для получения документов (информации) у нижестоящего налогового органа. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. В этом случае отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган.
На официальном Интернет-сайте Управления (www.r74.nalog.ru) создана и ведется рубрика «Досудебное урегулирование налоговых споров», где размещена информация о нормативной базе по досудебному урегулированию налоговых споров, а также ответы на часто задаваемые налогоплательщиками вопросы.
Уважаемые налогоплательщики, мы открыты для общения с Вами! Обращайтесь в налоговые органы по месту учета (жительства) или в Управление по адресу: 454080, город Челябинск, проспект Ленина, дом 79, либо на сайт www.r74.nalog.ru.
_________________________
Начальник правового отдела Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области Алексей Сергеевич Сумин

Возврат к списку




Вернуться назад